Как замесить соленое тесто для поделок

2808

Как замесить соленое тесто для поделок

Как замесить соленое тесто для поделок



http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Uroki-tehn_2kl/images/cover.jpg

Серия «Академический школьный учебник»

Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова


Уроки технологии
человек  природа  техника

2 класс


Пособие для учителей общеобразовательных учреждений

ВВЕДЕНИЕ

      Вниманию учителя предлагается методическое пособие по курсу «Технология. Человек, природа, техника», являющееся компонентом учебно-методического комплекта (УМК) для 2 класса общеобразовательных учреждений. Данный УМК продолжает предметную линию «Технология» в рамках серии «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник»). Он состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия. В построении УМК использована та же структура, логика подачи материала и навигационная система (условные обозначения, используемые в УМК), что и в 1 классе.
      Задачи курса «Технологии» 2 класса включают в себя формирование у учащихся навыков работы с новыми инструментами и материалами, расширение знаний о трудовой деятельности человека в различные исторические периоды (ремесла, народные промыслы и т. д.), знакомство с историко-культурным наследием России и осмысление и освоение этапов проектной деятельности.
      Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся:
      — с основными сферами: земным, водным, воздушным и информационным пространствами;
      — с особенностями технологического процесса в прошлом и настоящем в России и мире;
      — с логикой развития культуры труда;
      — с основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека, развитие общества;
      — с различными видами народно-прикладного искусства России.
      Дети также изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, — от примитивного доисторического каменного топора до современного компьютера и последних новинок техники, используемых на земле, в воде и воздухе.
      Во 2 классе лейтмотивом содержания курса становится знакомство с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысление их значения для общества. В учебнике представлена информация об основных профессиях и ремеслах, овладение которыми необходимо для жизнеобеспечения человека. Они возникли в прошлых веках и остались актуальными в наше время. Данный материал, по мнению авторов учебника «Технология. Человек, природа, техника», осуществляет предметную связь курса с историей России и изобразительным искусством, а также отражает один из культурологических аспектов обучения технологии во 2 классе. А главное — знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета «Технология» ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии.
      Еще одной важной особенностью курса «Технология» для 2 класса является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи проекта, анализ готового изделия, построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т. е. приемов работы от замысла до презентации поделки.
      Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия.
      Логика подачи материала в УМК опирается на ведущие принципы дидактики, переведенные в технологическую плоскость:
      1) постепенный переход от простой поделки до проекта через освоение технологии процесса;
      2) обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное — КАК (последовательность и технология выполнения) делать;
      3) обучение планированию всех видов деятельности — от самообслуживания до работы над проектом;
      4) знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в сферах:
      человек и земля;
      человек и воздух;
      человек и вода;
      человек и информация;
      5) рассмотрение взаимодействия компонентов в триединстве «человек — природа — техника».
      Таким образом, особенностью построения учебного курса «Технология» во 2 классе является то, что основные понятия предмета: наука технология, технологический процесс, инструменты, материалы, виды ресурсов, проект, результат труда, профессии, правила безопасности при работе и т. д. — представлены в комплекте не изолированно, а в целостной системе. И ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда — поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе.
      В курсе «Технология» для 2 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого картона, пластилина или глины, природных материалов, ткани и ниток, упаковочного материала, фольги. Содержание этого предмета имеет практико-ориентированную направленность. Однако практическая деятельность является лишь средством развития социально значимых личностных качеств школьников, формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
      При подборе материала для практической работы авторы исходили из следующих положений:
      — как можно меньше изобразительной деятельности ребенка, как можно больше конструкторской;
      — использование общей конструкции для создания нескольких вариантов изделий с использованием творческих заданий;
      — знакомство с природой и возможностями использования ее богатств человеком;
      — ознакомление со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
      — первичное знакомство с законами природы, на которые опирается человек при работе;
      — преимущественно объемные изделия, работа над которыми способствует развитию пространственного видения, восприятия ребенка;
      — предлагаемые для изготовления изделия — объекты предметного мира, а не объекты природы (то, что создается человеком; природа же дает сырье и диктует законы);
      — в процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
      — в ходе практической работы ознакомление с условными линиями чертежа, с технологическими операциями:
      • разметка (на глаз и по шаблону);
      • раскрой (ножницами по прямой линии разметки (бумага, ткань), разрывание пальцами (бумага));
      • сборка (на клею, на пластилине);
      • украшение (аппликация из бумажных деталей и деталей из ткани);
      • лепка (шара и других форм).
      Все эти положения наиболее ярко могут быть отражены в работе над проектом.
      В данном методическом пособии, которое является навигатором во всей системе УМК, представлены разработки 30 уроков (курс рассчитан на один час в неделю), построенные с опорой на учебник и имеющие одинаковую структуру:
      1) специфические задачи урока;
      2) планируемые результаты (данная рубрика поможет учителю выявить наиболее важное направление в своей работе и работе детей);
      3) основные термины и понятия;
      4) ресурсы и оборудование;
      5) ход урока;
      6) домашнее задание.
      Необходимо отметить, что наряду с разработками данного пособия возможно использование учителем собственных вариантов занятий.
      Учебник-практикум «Технология. Человек, природа, техника» разделен на четыре основные части, которые выделены цветом:
      — «Земля» — земное пространство;
      — «Вода» — водное пространство;
      — «Воздух» — воздушное пространство;
      — «Информация» — информационное пространство.
      В каждой части материал разделен на темы, которые отражены в колонтитулах. Тема разбита на рубрики:
      — название темы и постановка задачи;
      — краткое введение «Путешествуем во времени»;
      — основное содержание «Учимся новому» (упражнения, технологические задания, формы и компоненты обучения);
      — практическая работа «Делаем сами» или «Проводим эксперимент»;
      — информация к размышлению «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
      — выводы и обобщения «Подведем итоги»;
      — итоговый контроль «Проверим себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
      Изучение практически каждой темы урока в учебнике завершается работой над проектом. В учебнике дано название проекта, определена форма работы (индивидуальная, парная, групповая), кратко описан ход реализации проекта. Но необходимо помнить, что в работе над проектом учебника недостаточно, очень важны комментарии учителя. Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Организовать жесткое выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе — вот в чем должен проявиться профессионализм учителя.
      Приступая к работе над проектом, учитель должен прежде всего определить цель всей работы: зачем нужно создавать это изделие, почему мы делаем его как проект. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата. В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы, поэтому следует обсудить с ними все этапы работы, обратив внимание на те из них, выполнение которых требует от учеников наибольших усилий. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Все это поможет ребенку осознать важность своего труда, осмыслить процесс выполнения работы, допущенные ошибки и достижения. Это послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. С этой же целью полезно предлагать ребенку рассказать кому-то (брату, сестре, бабушке и др.), как он работал над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось. Необходимо использовать вопросы юного технолога, с которыми учащиеся познакомились и работали в 1 классе (учебник «Технология. Человек, природа, техника», 1 класс) и которые теперь могут задавать самостоятельно.
      Под проектом традиционно понимается единство замысла и реализации. После определения цели требуется составить четкий, конкретный план работы. Это во 2 классе в основном делает учитель. В учебнике планы всех изделий представлены в краткой форме под заголовком «План работы», приведен алгоритм его выполнения в фотографиях или рисунках. Это помогает ученику контролировать последовательность действий и распределять деятельность при групповой работе. Обязательно надо определить форму работы. Чаще всего это работа в группе, так как в данном случае она является наиболее продуктивной. Учитель должен не только распределить роли, обозначить, кто и что будет делать при выполнении плана, но и научить детей делать это самостоятельно. Разобрав план работы, можно приступать к его реализации, предварительно выбирая материалы, инструменты, повторить правила и приемы работы с материалами и инструментами.
      После реализации плана целесообразно оформить работу и провести ее презентацию. Такая работа способствует развитию речевых навыков учащихся, умений самоанализа и самоконтроля. Это может быть выставка поделок, демонстрация работ учителем или учащимися, оформление работы для папки достижений, но с одним обязательным условием — обсуждением и оценкой результатов работы. Презентация результатов проекта и его оценка являются обязательными компонентами проектной деятельности. При этом надо учитывать, что оценка является относительным понятием в этом возрасте и должна носить позитивный характер, т. е. указания на ошибки могут быть только в форме предложений по их исправлению.
      Как видим, работа над проектом включает в себя несколько этапов: 
      — подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы); 
      — реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы); 
      — презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать); 
      — оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы). 
      В процессе презентации изделия школьник учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования. В ходе оценки проекта учащиеся должны научиться отвечать на вопросы: «Что нового вы узнали? Чему научились? Как вы это сделали?», т. е. научиться анализировать и оценивать свою работу. В данном методическом пособии в рамках отдельных уроков будут представлены конкретные примеры реализации проекта на уроке по такой схеме. Но важно помнить, что приведенные поурочные разработки являются примерными и учитель может использовать собственные разработки или модифицировать разработки этого пособия по своему усмотрению.
      Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др. Проектируя, ребенок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями ее достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри своей учебной деятельности.
      Обучение ребенка происходит в ходе практической работы. Учитывая это, необходимо предоставлять ребенку максимум самостоятельности, помогая ему при изготовлении некоторых изделий, а не выполнять вместо него ту часть работы, которая ему по силам. Здесь важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли, аккуратности и мышления детей. При этом нужно позаботиться о том, чтобы работа вызывала положительные эмоции у детей (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т. д.).
      Несмотря на то что материал представлен в учебнике в определенном порядке, последовательность его подачи можно изменить. В случае, если объем работы велик для учащихся, задание можно распределить на два занятия.
      Выполнение заданий потребует от ребенка определенных умений работы с пластилином, бумагой, тканями, красками, природными материалами и др. Описание уже изученных, а также осваиваемых во 2 классе приемов и правил работы инструментами учитель или родители найдут в приложении к данному пособию в виде памяток.
      Для облегчения выполнения заданий в рабочей тетради даны развертки деталей, шаблоны, необходимые для создания поделок, которые ребенок должен вырезать и использовать для изготовления поделки. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с темами учебника. В ней представлены материалы для практических работ, экспериментов, описания проектов, которые помогут сделать работу на уроке интереснее и продуктивнее, значительно разнообразив ее. А в этом методическом пособии вы найдете описание вариантов работы с материалами рабочей тетради в рамках каждого отдельного урока.
      Учителю надо помнить, что в ходе занятий по изготовлению доступных ребенку изделий следует развивать его глазомер, мелкие мышцы руки, речь и необходимые практические умения и навыки. Кроме того, нужно учить ребенка подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни.
      Для занятий на уроках по предмету «Технология» во 2 классе необходимы:
      материалы:
      — тонкая цветная бумага;
      — тонкий и толстый (гофрированный) картон;
      — пластилин, глина;
      — масса для моделирования;
      — цветные нитки (мулине);
      — тальк или крахмал;
      — бисер;
      — фольга;
      — краски акварельные;
      — клей ПВА;
      — клейкая лента;
      инструменты:
      — ножницы с закругленными концами лезвий;
      — линейка 30 см (деревянная или пластмассовая);
      — выдвижной резачок (острый перочинный нож);
      — карандаш (М или ТМ);
      — кисточки;
      — стека (заостренная деревянная или пластмассовая палочка);
      — прочная нитка для разрезания пластилина;
      — клеенка (или плотная бумага);
      — циркуль;
      — шило.
      Общим материально выраженным итогом обучения во 2 классе станет презентация на последнем уроке папки достижений, которую учащиеся собирают на протяжении всего учебного года и где помещают созданные ими изделия или фотографии изделий, а также дополнительный материал, который находят самостоятельно. Целесообразно в конце года на итоговый урок пригласить родителей, которые смогли бы порадоваться успехам и достижениям своих детей.
      В помощь учителю в УМК включены дополнительные материалы, которые позволят разнообразить формы и информационное наполнение учебной работы. Количество работ и материалов для поделок в тетради и учебнике немного превышает необходимое. Это позволяет учителю творчески подойти к уроку (при необходимости заменить практическую работу с учетом тем национально-регионального компонента и т. д.), не строго следовать разработкам данного пособия, а вносить в них изменения в соответствии с условиями преподавания, особенностями природного и социального окружения школы, реальным оснащением учебного процесса и т. д.

 
      

 
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      


      
      
                      


               
                      
      
                      


      
      
      


      
      
                      
      

Раздел 1
ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ

Урок 1
Как работать с учебником

Изделие: папка достижений.

Задачи урока: познакомить учащихся с новым учебником и рабочей тетрадью; актуализировать знания, полученные в 1 классе (материалы и инструменты, приемы работы с бумагой, способы соединения деталей в изделии, правила разметки, правила работы с шаблонами, ножницами, клеем); познакомить на практическом уровне с понятиями «цветовая гамма», «сочетание цветов».

Планируемые результаты: уметь самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими; оформить (декорировать) папку достижений с использованием разных цветов; уметь применять знания, полученные в 1 классе.

Основные термины и понятия: ремесла, оттенок, гамма цветов.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, изделия из бумаги, пластилина, природных материалов (а также по возможности изделия, выполненные учащимися в 1 классе, их фотографии и т. д.), таблица для кроссворда, образец папки достижений, таблицы по технике безопасности (безопасность в классе, работа режущим инструментом, клеем), шаблоны геометрических фигур (треугольники разной формы и разных размеров, круг, квадрат, прямоугольник). У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, папка (для оформления; о том, что ее надо принести, учитель должен предупредить учащихся заранее), простой карандаш, резинка, ножницы, цветная бумага, клей, приспособления для работы с клеем (тряпочка, подкладной лист, кисть).

Ход урока

      В начале урока целесообразно обратить внимание учащихся на значение понятия «технология». Дети с помощью учителя вспоминают, что технология — это наука, которая учит, как правильно изготавливать и обрабатывать вещи, предметы, машины из разных материалов, а также экономно расходовать материалы и силу человека, чтобы созданное им было полезным, качественным и недорогим; наука, которая помогает человеку изготовить много интересных нужных вещей из разных материалов. Учащиеся могут высказать свои предположения о том, чем они будут заниматься на уроках технологии во 2 классе.
      Учимся новому. Учитель: «В прошлом году изучать эту науку нам помогали учебник и рабочая тетрадь. По страницам учебника мы путешествовали вместе с героями: Аней — дизайнером и Ваней — изобретателем. Давайте откроем наш учебник на странице 3 и прочитаем обращение, которое написали нам авторы». С помощью учителя ребята читают обращение «Здравствуй, дорогой друг». А затем проходит его обсуждение: «Куда мы отправляемся в этом году с Аней и Ваней? Что значит путешествовать в прошлое? (Мы будем говорить о событиях прошлого или изучать технологии прошлого.) Что такое ремесла? Обратите внимание, что слово „ремесло“ выделено синим цветом. Что это значит? (Это значит, что определение слова можно найти в словарике юного технолога, который приводится в конце учебника.) Давайте и сейчас заглянем в словарик и проверим, правильно ли мы предположили, что такое ремесла». Вместе с учителем ребята открывают учебник на с. 94—95 и читают определение.
      Продолжить знакомство учащихся с УМК для 2 класса можно, предложив ребятам рассмотреть учебник и рабочую тетрадь и найти различие и сходство с комплектом для 1 класса. Учитель: «В учебнике на странице 2 даны важные условные обозначения. Давайте посмотрим на них и определим, какие из них нам знакомы и что они обозначают, а какие встречаются впервые. А как смогут нам помочь значки на странице 4? Мы с вами рассмотрели учебник и рабочую тетрадь, которые помогут нам на уроках. Но еще нам понадобятся материалы и инструменты. Дайте определения этим понятиям». Чтобы учащиеся вспомнили и рассказали о тех материалах и инструментах, которые им известны из курса 1 класса, можно использовать кроссворд. Учитель читает определения материалов и инструментов, учащиеся их отгадывают, и учитель вписывает отгадки в клетки кроссворда. «Так, в изучении какого предмета помогут нам эти материалы и инструменты? Прочитай слово, получившееся по вертикали». (Буквы Х, О, Я должны быть вписаны сразу.)
      1. Материал, изготовляемый из природного сырья (шерсти животных, волокон растений, нитей шелкопряда) или искусственных волокон.
      2. Липкий затвердевающий состав для плотного соединения, скрепления частей чего-нибудь.
      3. Письменная принадлежность в виде деревянной палочки со стержнем из смеси глинистой массы с графитом.
      4. Жесткий колпачок, надеваемый на палец при шитье для упора иглы и для защиты от уколов.
      5. Искусственный пластический материал, часто используемый для лепки.
      6. Материал, изготовляемый из растительных волокон, тряпичной массы и используемый для письма, печатания, а также для других целей.
      7. Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками.

http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Uroki-tehn_2kl/images/14.jpg

      Далее с помощью иллюстраций учебника (с. 5) и материалов, заготовленных учителем, дети рассказывают о еще не названных материалах и инструментах и правилах работы с ними.
      Делаем сами. Учитель: «Сегодня для работы нам понадобятся такие материалы, как папка и цветная бумага». Используя иллюстрации и текст учебника на с. 6, дети с помощью учителя планируют, что может войти в их папку достижений, какие в ней будут разделы, как они будут использовать эту папку.
      Учитель: «Чтобы создать какое-либо изделие самостоятельно, надо сначала провести анализ готовой поделки и составить план работы». Учитель помогает учащимся провести анализ изделия, таким образом способствуя освоению ими нового вида деятельности, — показывает образец папки достижений и задает вопросы: «Каким способом оформлена папка? (Способом аппликации.) Какой использован материал? (Бумага.) Какой формы фигуры для аппликации? (Геометрические: треугольники, квадрат, круги.) Вы также для своей композиции будете использовать геометрические фигуры. Давайте составим план работы над изделием. Что необходимо сделать в первую очередь? (Необходимо разметить детали.) То есть первый пункт плана — разметка. (Далее следует вырезать детали, затем приклеить.) Значит, второй пункт — раскрой, а третий — сборка».
      Необходимо подробно обсудить, как выполняется каждый пункт плана.
      Разметка. Учитель: «Размечать детали будем с помощью шаблона. Вспомните правила разметки деталей по шаблону. (Размечаем на изнаночной стороне, при этом экономим бумагу.) (Учитель использует памятку № 6 из приложения. Также учителю необходимо подготовить шаблоны геометрических фигур для разметки. Использовать следует картон, чтобы шаблоны получились прочными и служили дольше. Нобор геометрических фигур может быть любым в зависимости от желания учителя.) Выбрать цвет — непростая задача, нужно научиться сочетать цвета между собой, то есть грамотно соединять. Красивые сочетания разных цветов можно наблюдать в природе. Рассматривая радугу, мы видим цвета в такой последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Между каждой парой цветов есть много промежуточных оттенков. Эти цвета делятся на холодную (фиолетовый, синий, голубой, зеленый и их оттенки) и теплую (красный, оранжевый, желтый, зеленый и их оттенки) гаммы — группы цветов и оттенков. Цвета в каждой гамме хорошо сочетаются между собой. Три цвета — красный, желтый и синий — называются основными. Каждый из них имеет дополнительный цвет, который получают при смешивании двух основных цветов. Черный и белый — нейтральные цвета, они сочетаются со всеми другими цветами. Основные цвета (красный, синий и желтый) сочетать между собой следует очень осторожно. Каждый цвет имеет много оттенков от светлого до темного, например: от светло-серого до черного, от светло-голубого до темно-синего, от желтого до красного. Цвета, подобранные в такой последовательности, хорошо сочетаются между собой.
      Для нашей работы можно выбрать те цвета, которые использованы в учебнике. Посмотрите на цвета разделов учебника, выбирайте те же цвета бумаги и размечайте детали на них».
      Раскрой. Учитель: «Следующий этап предполагает вырезание деталей. Вспомним правила работы режущим инструментом (с помощью материала из приложения)».
      Сборка. Учитель: «Перед тем как приклеивать детали, разложите их на папке. Вспомним правила работы клеем (с помощью памятки № 8 из приложения). Теперь можете приклеить детали».
      Подведем итоги. Итогом урока является проведение выставки работ учащихся, с помощью которой можно проконтролировать и оценить результаты работы. Выставку организует учитель. Дети рассказывают о своей папке достижений, материалах и инструментах, которые они использовали, почему подобрали именно такие цвета для своей папки. Критерии оценивания работ: аккуратность, композиция, оригинальность и т. д.

Домашнее задание. Подготовьте с помощью родителей рассказ о тех поделках, которые у вас дома украшают комнаты или кухню. На следующий урок принесите небольшую баночку (желательно продемонстрировать пример) и луковицу.

Раздел 2
ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ

Урок 2
Земледелие

Изделие: выращивание лука.

Задачи урока: познакомить учащихся с технологией выращивания лука; показать, как можно самостоятельно вырастить овощи; формировать знания о значении, применении и пользе лука в жизни человека, о профессиях, связанных с земледелием; на практическом уровне научить проводить наблюдение, воспитывать бережное отношение к результатам своего труда.

Планируемые результаты: получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений).

Основные термины и понятия: садовод, овощевод, витамины.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, рисунки или иллюстрации разных видов лука, баночка, луковица, ножницы, материалы для игры «Овощи и фрукты» (картинки с изображениями овощей и фруктов, магнитики), тетради учащихся для дневника наблюдений. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, баночка, луковица, ножницы, цветные карандаши.

Ход урока

      В начале урока проводится работа по изученному ранее материалу. Учащиеся выступают с подготовленными дома сообщениями о поделках. Необходимо проконтролировать усвоение информации о материалах и инструментах, правилах работы с ними.
      Путешествуем во времени. Изучение нового материала можно начать с работы по учебнику (с. 8—9). Учитель: «На прошлом уроке вы узнали, что в этом году мы будем путешествовать в прошлое. Откройте учебник на странице 8. Прочитайте, что Аня и Ваня узнали о том, чем питались наши предки и как добывали себе пищу». С помощью учителя дети читают текст в учебнике, после чего учитель может продолжить разговор о земледелии: «Действительно, люди долго не знали других съедобных растений, кроме капусты, чеснока, лука, гороха, моркови, репы, редьки. Позже появились большие сады с яблоками, вишнями, сливами, смородиной, малиной, клубникой и пряными и душистыми растениями. Распространены были наливные яблони, плоды которых, когда созревали, светились от сока насквозь. А у вашей семьи есть сад? Что в нем растет и как вы помогаете это выращивать?»
      Учимся новому. На с. 9 учебника можно узнать о профессиях, связанных с зем